о прекращении уничтожения аллей и придорожных деревьев Калининградской области
Губернатору Калининградской области А.А. Алиханову
от нижеподписавшихся жителей и гостей Калининградской области

Уважаемый Антон Андреевич!

Мы, нижеподписавшиеся жители и гости Калининградской области, обращаемся к Вам в связи с ситуацией, сложившейся вокруг придорожных аллей нашего региона.

В течение последнего месяца появилось сразу несколько новостей, вызывающих серьезное беспокойство калининградцев и жителей других регионов,  знакомых с калининградскими аллеями.

17 марта 2021 года в эфире радиостанции «Комсомольская правда-Калининград» заместитель начальника первого отдела ГИБДД Калининградской области Андрей Сырутович заявил о планах региональной Госавтоинспекции по ликвидации деревьев, высаженных вдоль дорог Калининградской области. «За 2020 год с обочин дорог по предписаниям Госавтоинспекции убрано порядка 4 тыс. деревьев. И я скажу, что это мало. За прошлые периоды мы убирали по 5-7 тыс. деревьев», — сказал инспектор в эфире радио Комсомольская правда от 17 марта 2021 года.

14 апреля 2021 года министр инфраструктуры региона Евгения Кукушкина на брифинге сообщила о решении Межведомственной комиссии об осуществлении в текущем году вырубок придорожных деревьев на 11 дорогах области по предписаниям ГИБДД. Полный перечень дорог и конкретных участков, где планируются вырубки, их протяженности, а также количество планируемых к вырубке деревьев на каждом участке, в публикациях СМИ озвучены не были. Однако, названа дорога Правдинск – Крылово, на которой произрастает особо ценная придорожная аллея дуба черешчатого, запланированная Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области к постановке на учет как особо охраняемая природная территория (ООПТ). 

В то же время выяснилось, что 25 февраля Правительство Калининградской области объявило, а 12 марта провело тендер на вырубку деревьев вдоль дорог Калининградской области в 2021 году с формулировкой «Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящейся к собственности Калининградской области. Валка деревьев, угрожающих безопасности дорожного движения», но без точного указания месторасположения и других значимых характеристик запланированных к вырубке деревьев в количестве 2 500 штук. При начальной цене контракте в 7,7 млн. руб. аукцион за 0,01 руб. выиграла компания ООО «Вертикаль», среди видов деятельности которой лесозаготовки отсутствуют, но есть столярные и плотничные работы. Механизм утилизации порубочных остатков в контракте не прописан, что не исключает возможности для подрядчика распоряжаться ими по своему усмотрению. Очевидно, что предприниматель, заключивший подобный контракт, рассчитывает окупить затраты на выполнение договорных обязательств за счет дальнейшей продажи или переработки древесины ценных пород здоровых деревьев (например, дубов черешчатых в аллее на дороге Правдинск – Крылово), а не гнилых и сухостойных деревьев.

С учетом подобных планов по отдельным муниципалитетам Калининградской области (напр., аналогичные торги прошли 20 апреля 2021 года в Гурьевском городском округе) возникает риск полного уничтожения калининградских аллей, в том числе особо ценных, формирующих уникальный природный и культурный ландшафт нашего региона, его туристическую привлекательность.

Планы по массовой вырубке придорожных деревьев противоречат недавно объявленной Вами губернаторской программе «Зеленый край» и озвученным намерениям развивать зеленые каркасы территорий региональных муниципалитетов. Ведь придорожные аллеи являются неотъемлемым структурным элементом зеленого каркаса нашей области, выступают зелеными коридорами, связующими площадные зеленые элементы в единую сеть. При этом наша область располагает исторически сложившимся придорожным озеленением, на создание которого другим регионам страны требуются специальные усилия и немалые средства. 

Ценность аллей многократно озвучена российскими и зарубежными учеными, специалистами по развитию инфраструктуры, пространственному развитию, культурному и историческому наследию:

Экологическая и ландшафтная: аллеи — поставщики экосистемных услуг, они служат поддержанию разнообразия, создавая условия для обитания разных видов, в том числе редких и исчезающих, занесённых в Красные книги, являются экологическими коридорами для перемещения птиц, насекомых; защищают окружающую среду от негативных последствий дорожного движения; увязывают дорожные сооружения с окружающим пространством;

Мелиоративная и гидрологическая: придорожные деревья, как природные насосы, обнижают уровень грунтовых вод, служат фитомелиорации, укрепляют дорогу и её склоны, препятствуя размыванию; многие дороги региона расположены на дамбах, и аллейные деревья своими корнями укрепляют эти дамбы;

Дорожно-хозяйственная: аллеи способствуют более длительной эксплуатации дорожного полотна, уменьшая перепады температур; служат для защиты дороги от песчаных и снежных заносов; обеспечивают прочность дорожных сооружений, защищая от эрозии почвы, способствуя удержанию насыпей; 

Эстетическая: изображение обсаженной взрослыми деревьями дороги является одним из образов-визитных карточек Калининградской области. С этим связана и туристическая привлекательность аллей как объекта показа и уникальной аттракции для гостей региона;

Историко-культурная ценность придорожных аллей связана с их происхождением и вехами развития. Аллеи формируют неповторимый природно-культурный ландшафт, являясь достоянием населения области и всей страны.

Безопасность дорожного движения: аллейные посадки смягчают ветровой режим на дорогах, защищая от сильных порывов бокового ветра, которые могут привести к ДТП; формируют систему ориентиров на дороге – сигнализируют о поворотах, приближении к населенным пунктам; стволы деревьев являются препятствием для тумана, не позволяя затянуть дорогу опасной пеленой, а кроны защищают от ослепления солнцем;  аллеи положительно влияют на психику водителей, создавая разнообразие на дороге, и стимулируют осторожность – в противовес открытым пространствам, поощряющим развитие скорости.

Адаптационно-климатическая: придорожные аллеи положительно влияют на микроклимат, смягчая его, понижая скорость ветра, улучшая видимость при тумане; действуют как огромный кондиционер, снижая температуру за счёт естественного механизма эвапотранспирации.

Проблема климатических изменений становится все более острой, а необходимость адаптации к их последствиям все более неизбежной – не только в глобальном масштабе, но и с учетом особой чувствительности Калининградской области, как прибрежной территории. Среди угроз учащения опасных и нетипичных природных катаклизмов особенно актуальны для нашей области риски, связанные с повышением уровня моря, изменением русел рек, прибрежными наводнениями и интенсификацией размыва берегов. 

Согласно исследованиям, транспортные сети в целом более чувствительны к экстремальным явлениям, таким, как штормовые нагоны, выпадение большого количества осадков, аномальная жара и сильные ветры, нежели к постепенным изменениям средних значений климатических параметров. Частые перепады температур, рост числа дней с экстремально высокими температурами воздуха в летний сезон, увеличение количества осадков и переувлажнение почвы приводят к быстрому старению и разрушению дорожного покрытия. Ухудшение эксплуатационных качеств автодорог в свою очередь увеличивает риск аварий и повышает расходы на их содержание. В регионе уже растет повторяемость случаев экстремальных осадков, наводнений, а ее дальнейшее повышение  приведет к дополнительным расходам на дорожно-транспортную инфраструктуру. Одной из ключевых адаптационных мер для транспортной инфраструктуры, отвечающих климатическим вызовам, выступает придорожное озеленение, уход за деревьями и кустарниками, растущими вдоль транспортных артерий.

Таким образом, с учетом все большей актуализации проблемы климатических изменений и признания роли глобального озеленения в адаптации и обеспечении климатической устойчивости, значение придорожных аллей становится еще более важным. 

Неоспоримая ценность аллей подтверждена и фактом закрепления категории «аллеи» в региональном законе от 01.03.2016 №513 «Об особо охраняемых природных территориях», а также действиями и планами Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области по постановке на учет наиболее ценных аллей региона.

В то же время вопрос о сохранении придорожных деревьев остается дискуссионным, а порой откровенно конфликтным, нуждается в честном и объективном анализе, взвешенном принятии решений при безусловном участии общественности. В нём можно выделить несколько важных аспектов.

1. Неконтролируемый характер вырубки придорожных деревьев и отсутствие компенсационных мер

В 2015 году прежняя министр развития инфраструктуры Калининградской области Е.И. Дятлова на встрече с общественностью проинформировала о трех основных причинах (предпосылках) вырубки придорожных деревьев: объективное старение и болезни деревьев, создающие риски их падения, строительство и реконструкция (расширение) дорог, а также предписания ГИБДД. 

Первые две причины выглядят вполне убедительными, однако соответствующие ситуации требуют большей прозрачности, более жесткого контроля и общественного участия. Так, в случае с вырубкой «старых и больных» деревьев речь идет об обязательном проведении профессиональной лесопатологической экспертизы, которая в большинстве случаев не проводится или проводится формально, на глаз, без применения специальных приборов. Соответственно, результаты таких обследований трудно считать убедительными. 

Проведение ремонтно-строительных работ на дорогах региона должно базироваться на более дружественных к окружающей среде, зеленым насаждениям и придорожным деревьям проектных решениях и экологической экспертизе. Однако, решения нередко носят нерациональный характер, не учитывают эколого-климатических факторов и позиции граждан – как в случае с вырубкой 413 деревьев (включая 272 ясеня) ради тротуара в пос. Переславское на дороге Романово – Калининград в 2017 году, против которой активно выступили местные жители и гости региона (петиция на платформе change.org собрала более 67 000 подписей).

В отсутствие какой-либо системы учета и инвентаризации придорожных деревьев и множественности субъектов, принимающих решения по вопросам сноса, вырубка деревьев в аллеях приобретает неконтролируемый характер. Достоверной информации о количестве деревьев в придорожных аллеях в прошлые годы и на сегодняшний день, нет. В 2005 году озвучивалось число 375 тыс., в 2014 году – порядка 300 тыс. деревьев. По данным ГИБДД, только по предписаниям инспекции в 2013-2015 гг. было вырублено 12 тыс. деревьев, в последние годы – по 5-7 тыс. деревьев ежегодно, и т.д. При таких темпах сноса калининградские аллеи в скором времени будут полностью уничтожены.

Недоступными для общественного контроля и наименее обоснованными являются вырубки придорожных деревьев по предписаниям ГИБДД, которые органы власти местного или регионального уровня, как собственники дорог, вынуждены проводить в максимально короткие сроки, не оставляющие возможности для обсуждения и поиска иных путей решения проблемы, а также — по решению межведомственной комиссии: «Есть комиссия, которая выявляет, какие деревья нужно спилить. Соответственно, мы по предписанию ГИБДД и решению этой комиссии производим вырубку деревьев», – сообщила на брифинге министр Е.А. Кукушкина.

Принципиально проблемными и неприемлемыми аспектами вырубок в этих случаях является отсутствие предусмотренной законом компенсации – денежной  или физической (в виде посадки новых деревьев, хотя бы на удалении от дороги) (пп.4 п. 2 ст. 5-1 и  пп. 5 п. 9 ст. 6 Закона Калининградской области от 29.12.2006 №100 «Об охране зеленых насаждений») и непрозрачность принимаемых решений. Вынося предписание о вырубках, ГИБДД апеллирует к безопасности движения и ссылается на абстрактные «ГОСТы», комиссия – на столь же абстрактные риски возникновения ДТП в связи с нахождением деревьев вдоль автодорог.

2. Безопасность дорожного движения

Программные заявления областной ГИБДД о необходимости сноса придорожных деревьев на протяжении многих лет мотивируются заботой об обеспечении безопасности движения. Однако, никаких убедительных данных о том, что деревья выступают основными виновниками ДТП и гибели людей в них и что ликвидация придорожных деревьев повышает безопасность дорожного движения, нет.

Калининградская область – единственный в Российской Федерации регион, десятки дорог которого исторические обсажены деревьями. Однако, в рейтинге безопасности российских дорог за 2019 год, составленном Межрегиональным общественным центром «За безопасность российских дорог», она занимает 4-е (четвертое) место среди 51 региона страны с населением свыше 1 млн. человек.

Сами представители ГИБДД признают, что с придорожными деревьями связано только 10% ДТП, а основной причиной аварийности на дорогах (83% всех ДТП) является низкая дисциплина водителей, неспособность удержать автомобиль на дороге в связи с нарушением скоростного режима, алкогольным опьянением, совершением во время управления транспортным средством отвлекающих действий и пр. Признается и влияние скоростного фактора на исход ДТП: «Многолетние исследования, проводимые уважаемыми институтами, пришли к выводу, что превышение скорости на 10% приводит к увеличению количества ДТП на 21%, а к увеличению количества аварий со смертельным исходом — на 46%. То есть на 10% процентов превысили скорость и почти вполовину увеличили смертность. И наоборот. Если вы на 10% снизите скорость, аварий будет на 19% меньше, а со смертельным исходом — на 34% меньше. Вот и все», – отмечает  инспектор Сырутович.

Стоит обратить внимание и на несовершенство официальной статистики ДТП, в которой нет специальной категории учета «наезд на дерево»; имеется категория «наезд на препятствие», которая может включать столкновения с дорожными ограждениями, другими предметами и животными, что затрудняет проверку достоверности данных представителя региональной ГИБДД о 10% ДТП с «участием» деревьев.

Анализ официальных данных о ДТП и публикаций в СМИ,  показывает, что дерево в любом случае выступает не причиной, а лишь сопутствующим условием ДТП. С одной стороны, участки дорог, обсаженные аллеями, зачастую имеют показатели ДТП ниже трасс, где деревья отсутствуют (например, на участке дороги с аллей дуба черешчатого (протяжённость примерно 10 км) с 01.01.2015 по 31.12.2020 г. произошло 4 ДТП, 1 из них с летальным исходом (погибший водитель находился в состоянии алкогольного опьянения и превысил установленную скорость движения), а на участке той же протяженностью от пос. Холмы до Гвардейска за тот же период времени – 16 аварий, в которых погибло 4 человека). С другой, в большинстве случаев ДТП с наездом на дерево, причинами аварийной ситуации становились зачастую одновременно: превышение скорости движения, вождение в состоянии алкогольного опьянения, погодные условия (обледенение дороги в зимний период), отягощенные отсутствием у водителя водительских прав. 

Добиваясь вырубки придорожных деревьев, областная ГИБДД оправдывает собственное бездействие, ведь никаких мер, действительно направленных на ликвидацию причин ДТП и снижение связанных с ними рисков для здоровья и жизни людей (успокоение скоростного режима, установка камер фиксации нарушений, контроль скорости движения и жесткое наказание нарушителей как в целом на дорогах региона, так и на «проблемных» аллейных участках, рейды по выявлению пьяных за рулем и пр.), не предпринимается. Не ведется и просветительская работа с населением. Напротив, продвижением мер по вырубке деревьев и установке заборов госавтоинспекция способствует приоритизации автомобильного движения над пешеходным, автомобиля над человеком, которая никогда не способствует безопасности. Итогом становится чудовищная статистика: 40 человек из 100 погибших в результате ДТП на дорогах Калининградской области это пешеходы, наезд на которых был совершен на пешеходном переходе или на тротуаре.

Таким образом, в отсутствие убедительной статистики обоснованность предписаний областной ГИБДД в отношении сноса придорожных деревьев вызывает серьезные сомнения

3. Нормативно-правовые основания вырубок  и практика правоприменения

Согласно ответу на обращение граждан Министра природных ресурсов и экологии Калининградской области О.А. Ступина от 16.10.2020 г., порядок и полномочия по вынесению Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Калининградской области соответствующих предписаний регулируется федеральными нормативно-правовыми актами, в частности, ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», положением о ГИБДД. 

При этом сама возможность вырубки деревьев в случаях исполнения предписаний Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Калининградской области об устранении нарушений нормативных актов и технических норм в области обеспечения безопасности движения закреплена региональным законом №100. Однако, полномочий по проверке предписаний ГИБДД у регионального министерства, согласно официальному ответу на запрос граждан, нет. Что не означает отсутствия у Министерства возможности обеспечивать охрану окружающей среды на основании федеральных норм, установленных природоохранным, лесным, водным, градостроительным и санитарным законодательством Российской Федерации и Калининградской области, которую в отношении аллей ведомство реализует недостаточно эффективно.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», «аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) – участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди». То есть для утверждения конкретного участка дороги как очага аварийности, необходимо, чтобы на данном сегменте дороги длиной 1 км произошло по крайней мере три повторившихся за год или пять любых ДТП.

Устранение участков концентрации ДТП на автомобильных дорогах является составной частью федеральных, региональных и местных межведомственных программ повышения безопасности дорожного движения, направленных на комплексное решение проблемы сокращения количества дорожно-транспортных происшествий. 

После определения и утверждения очагов аварийности (производится ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным) соответствующими субъектами разрабатываются мероприятия по устранению причин повышенной аварийности на опасных участках. При планировании дорожных работ по обеспечению безопасности движения на участках концентрации ДТП рекомендуется для каждого из таких участков на основе технико-экономической оценки вариантов улучшения дорожных условий выбрать наиболее эффективный комплекс мероприятий, говорится в Методических рекомендациях по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах (ОДМ 218.4.005-2010), утвержденных распоряжением Федерального дорожного агентства в 2011 г. 

Общепринятая в России и рекомендованная указанным документом методика работы с очагами аварийности подразумевает анализ причин повторяющихся в определенной локации ДТП, чтобы предложить наиболее релевантные для каждого очага мероприятия. При этом, если причиной аварии было управление ТС в состоянии алкогольного опьянения, в результате чего водитель не смог удержать автомобиль на дороге, такое ДТП при формировании очага не учитывается. Выработка решений по ликвидации причин повторяющихся ДТП, как правило, осуществляется коллегиально, с участием   представителей не только ГИБДД, но и других структур, чтобы найти решение, которое действительно позволит избежать повторения аварийных случаев. Наилучший результат достигается тогда, когда возможное решение сначала проходит пилотаж на отдельно взятом участке и лишь после подтверждения его эффективности внедряется на этом и других участках с похожими проблемами. Помимо прочего, такой подход исключает бессмысленные траты бюджетных средств.

15.06.2020 приказом №194 Министерства развития инфраструктуры области был утвержден перечень аварийно-опасных участков дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения ДТП на 2020 год. В перечень попало 4 участка общей протяженностью 1800 метров, только на одном из них запланирована вырубка деревьев, число которых незначительно. 

В то же время вышеупомянутый контракт (№00335200014921000501) на «валку деревьев, угрожающих безопасности дорожного движения», заключен на 11 дорог, протяженностью не менее нескольких десятков километров, а численность деревьев, согласно приложенной к контракту смете, составляет 2500 единиц. В контракте прямо указывается на предписание Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Калининградской области об устранении нарушений нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения и говорится  об обязательствах исполнителя по «приведению обочины автомобильной дороги в эксплуатационное состояние, допустимое по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». 

В целом, ежегодные предписания ГИБДД на вырубку тысяч придорожных деревьев на многокилометровых участках дорог плохо согласуются с реальной статистикой ДТП, их причинами и сопутствующим человеческим фактором. Как следствие, эти меры не приводят к повышению безопасности движения, что на вышеупомянутом брифинге, согласно публикации СМИ, признала и министр Е.А. Кукушкина.

При этом предписания на вырубку деревьев выносятся с использованием абстрактных формулировок («об устранении нарушений нормативных актов и технических норм в области обеспечения безопасности движения», «устранение ненормативного, неудовлетворительного состояния обочин»), что усложняет возможность проверки их обоснованности. По словам представителя региональной инспекции, «предписания выдает ГИБДД. У нас идет постоянный мониторинг дорог, мы выявляем такие деревья, проводим анализ и выдаем предписания владельцам автодорог на уборку таких деревьев».

Позиция ГИБДД в отношении придорожных аллей противоречит и нормативно-правовым актам Российской Федерации, регулирующими обустройство дорог и организацию дорожного движения.

Представители инспекции неоднократно заявляли, что никаких деревьев на обочине дороги быть не должно. Однако, например, Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» упоминает зеленые насаждения в числе защитных дорожных сооружений. П. 3 с. 25 данного закона, запрещает осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений в границах полосы отвода автомобильной дороги.

Национальный стандарт РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (ГОСТ Р 52766-2007) также говорит о снегозащитных насаждениях, которые высаживают, в том числе, в виде живых изгородей, сформированных из деревьев или кустарников одной породы, посаженных в один или два ряда.

Национальный стандарт РФ «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (ГОСТ Р 50597-2017) определяет требования к обеспечению видимости, в связи с чем не допускается посадка деревьев и кустарников в зонах треугольников видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах, срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане дорог и улиц (п. 7.1.).

Межгосударственный стандарт «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» (ГОСТ 32846-2014) выделяет снегозащитные насаждения (многорядные и однорядные полосы деревьев и кустов вдоль дороги, предназначенные для ее защиты от снежных заносов, а также прилегающей территории от ветра и шума) и снегозащитные устройства (устройства в виде заборов, щитов или посадки деревьев и кустарников, уменьшающие отложение снега на проезжей части дороги).

СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» прямо относит озеленение к обустройству дорог (п. 10.1), рекомендует предусматривать на дорогах всех категорий «озеленение с учетом соблюдения принципов ландшафтного проектирования, охраны природы, обеспечения естественного проветривания дорог, защиты придорожных территорий от шума, природных, хозяйственных, исторических и культурных особенностей районов проложения дорог» (п. 10.25), использовать специальные насаждения для защиты «от водной и ветровой эрозии» (10.22), «от воздействия прилегающих оврагов, оползней, размыва водными потоками, а также от песчаных заносов» (п. 10.30). Документ также относит зеленые насаждения к средствам зрительного ориентирования водителей: «растительность, особенно высокие деревья, …делает понятным дальнейшее направление дороги», «ряды деревьев с внешней стороны кривой подчеркивают поворот дороги», «на примыканиях второстепенных дорог к дорогам более высокой категории посадка группы деревьев …указывает на место примыкания и, зрительно создавая впечатление препятствия на дороге, способствует непроизвольному снижению водителями скоростей движения автомобилей, приближающихся к пересечению» (п. 9.1.1.4).

Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятые письмом Росавтодора в 2004 году, содержат определение озеленения дороги, как «работы по созданию лесных насаждений и посеву трав в полосе отвода, необходимых для защиты от снежных и песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, для эстетического и архитектурно-художественного оформления дороги, а также работы по уходу за элементами озеленения». В документе (п.3.4.) содержатся рекомендации, в частности, по декоративному озеленению дорог, в том числе посредством регулярного (аллейные или рядовые посадки) приема. «Регулярный прием применяют на участках дорог, проходящих в равнинной местности, или при оформлении особо ответственных участков дорог, подъездов к городам и населенным пунктам, в самих населенных пунктах», он «предусматривает строго определенное размещение деревьев, кустарников или групп однообразного построения по прямым или правильным кривым линиям». Кроме того, в документе обсуждаются вопросы подбора пород деревьев и кустарников для создания шумо-газо-пылезащитной зеленой полосы вдоль дорог, по сохранению древесной и кустарниковой растительности, посадке деревьев и кустарников на участках с рисками возникновения обрушения, оползней и пр.

Приняты в Российской Федерации (Приказом Федеральной дорожной службы, 1998) и специальные Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог (ОДМ 218.011-98).  В них выделяются два основных вида озеленения автомобильных дорог: защитное озеленение (противоэрозионное, снегозащитное, пескозащитное, шумо-газо-пылезащитное) и декоративное, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог, усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками.

Показатель «озеленение автомобильных дорог» присутствует и в формах федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством, утвержденном Приказом Росстата от 15.07.2020 №383. В него включается суммарная длина озелененных автомобильных дорог, вдоль которых посажены деревья и кустарники.

Основным документом, на который ссылаются представители ГИБДД, требуя ликвидации придорожных деревьев, является «ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Пункт 5.1.1. данного документа гласит: «Проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.»

Сотрудники ГИБДД субъективно включают деревья в категорию «посторонних предметов, не относящихся к элементам обустройства», что противоречит формулировкам и логике вышеуказанных нормативных документов (в частности СП 34.13330.2012). При этом данный ГОСТ трактуется представителями ГИБДД как обязательный к исполнению, что не соответствует действительности. ГОСТ Р 50597-2017 относится к числу Национальных стандартов РФ, включенных в перечень обязательных к применению, утвержденный правительством Российской Федерации, обязательных к применению — за исключением пункта 5.1.1, который носит рекомендательный характер и не обязателен к исполнению.

Таким образом, согласно российскому законодательству, запрета на размещение зеленых насаждений у дороги нет.

По-видимому, неслучайно прокуратурой регулярно констатируются незаконные и необоснованные представления на вырубку аллей со стороны ГИБДД. Например, в 2015 году были выявлены нарушения при массовой вырубке придорожных аллей по предписаниям ГИБДД в Светлогорске, Зеленоградске, Полесске, Немане, в 2019 г. был вынесен протест на представление начальника ОГИБДД ОМВД России по Зеленоградскому району о необходимости сноса придорожной аллеи в направлении поселка Русское недалеко от Янтарного.

4. Обследование придорожных деревьев и предписания межведомственной комиссии

Особое беспокойство вызывают ситуации массовой вырубки деревьев под предлогом их неблагополучия и аварийности, а также создания риска дорожно-транспортных происшествий.

Обследование деревьев формально проводится профильной комиссией, в которую входят представители министерств развития инфраструктуры, природных ресурсов и экологии региона, ГИБДД, природоохранной прокуратуры. Согласно данным СМИ, целью комиссии является определение степени риска возникновения дорожно-транспортных происшествий, связанных с нахождением деревьев вдоль автомобильных трасс. Информация о том, насколько компетентна комиссия в данных вопросах, какова методика «обследования» деревьев, какие их характеристики, особенности их местоположения принимаются во внимание, недоступна. Данные обследований не опубличиваются, возможность проверки обоснованности их результатов отсутствует. 

Вместе с тем, счет деревьев, определенных данной комиссией под вырубку, идет на сотни, – никак не согласуясь ни с утвержденными очагами аварийности, ни с данными ДТП. Так, в 2020-м году на участке дороги Заозерье – Заливное под снос попали 422 дерева, на дороге Калининград – Знаменск – Озёрск – Гусев – Добровольск – Неман — 318 деревьев. Вопреки комментариям членов комиссии («Главная задача — выявить деревья, которые находятся на опасных участках дорог, на закруглении трассы, мешают обзору автомобилистов и т.д.»), большинство деревьев, вырубленных на этих трассах, произрастало на прямых участках, значительная их часть не обладала признаками сухостоя, гнили и т.п. и, по-видимому, была вывезена на деревообрабатывающее производство (в отличие от стволов с изъянами, оставленных на обочине на несколько недель).

Неизбежно возникает предположение: комиссия сформирована для создания иллюзии правомерности массовых вырубок, безотносительно реальной статистики ДТП, без опоры на обязательные нормативные требования и на какую-либо научно обоснованную или закрепленную нормативными актами методику.

Отдельная проблема – уничтожение среды обитания видов, занесенных в Красные книги, анализ наличия которой в деревьях в ходе производимых «обследований» не предусмотрен. Так, при вырубках на автомобильной дороге Домново – Тишино в Правдинском районе было разрушено многолетнее место обитания популяции жуков-отшельников (Osmoderma barnabita), включенного в Красные книги Калининградской области и РФ (II категория сокращающийся в численности вид), что подпадает под действие статьи 8.35 КоАП РФ. Факт находки подтвержден 24.07.2020 г. в ходе выездного обследования с участием сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии, экспертов орнитолога, к.б.н. Г.В. Гришанова и энтомолога, к.б.н. В.И. Алексеева. При вырубках на автомобильной дороге Заозерье – Добрино – Заливное в Гурьевском районе в декабре 2020 года также разрушено многолетнее место обитания популяции жуков-отшельников (факт подтвержден 7.08.2020 г. в ходе выездного обследования с участием заместителя природоохранного прокурора М.В. Потапова, главного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СЗФО А.А. Лалетиной и энтомолога, к.б.н. В.И. Алексеева). Вынесенное прокурорское предписание о недопущении уничтожения мест обитания краснокнижных видов и соблюдении природоохранного законодательства любыми службами в случае проведения работ на аллее Заозерье – Добрино – Заливное выполнено не было.

5. Коррупционные риски

Вышеперечисленные факты – вырубка деревьев как основной инструмент борьбы за безопасность дорожного движения, на которую они не влияют; отсутствие закрепленной законом необходимости выплаты компенсационной стоимости и производства компенсационных посадок в случае вырубок по предписаниям ГИБДД; непрозрачность процесса утилизации  порубочных остатков; наконец, совершенно неправдоподобный контракт на валку 2,5 тыс. деревьев стоимостью 1 коп. – к сожалению, дают основание предполагать существование в этой годами реализуемой схеме коррупционных рисков, заинтересованности отдельных субъектов в вырубке как можно большего количества благополучных деревьев. Помимо прочего, процессы вырубки придорожных деревьев и дальнейшего использования их древесины идут в обход системы ЕГАИС учета древесины и сделок с ней (Лес ЕГАИС), а значит, контроль за ними отсутствует. После вырубки дерева и вывоза порубочных остатков доказать ошибочность сноса невозможно, даже при участии уполномоченных органов.

Еще один факт, вызывающий сомнение в «чистоте» процессов вырубки деревьев – внезапная массовая (сразу в нескольких муниципалитетах, на десятках километрах дорог) установка светоотражающих полос на 14 тысячах деревьев по предписаниям ГИБДД. Во-первых, подобное решение причиняет ущерб зеленых насаждениям (металлические ленты прибиваются гвоздями длиной 7 см), создавая риски проникновения инфекции и развития болезней, и должно наказываться в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.  Во-вторых, есть значительно более дешевый способ обеспечения присутствия светоотражателей на дороге (полосы, нанесенные белой краской). В-третьих, зачем  тратить столько усилий и средств, если деревья все равно планируют вырубить? Является ли такое расходование бюджетных средств целесообразным и оправданным?

6. Постановка аллей на учет как ООПТ

Благодаря принятому в 2016 году Закону Калининградской области от 1 марта 2016 г. № 513 «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому в число категорий ООПТ регионального значения входят аллеи, у Правительства региона есть работающий инструмент, позволяющий защитить особо ценные придорожные деревья от посягательств на вырубку.

В начале 2019 г. Вы, как губернатор, выражали готовность вести работу по сохранению аллей Калининградской области, в том числе через постановку их на учет как ООПТ и изменение нормативов ширины проезжих частей автодорог, давали соответствующее поручению министру развития инфраструктуры Е. Дятловой. 

В 2019 г. статус ООПТ получили три аллеи, в том числе одна (на дороге под пос. Низовье Гурьевского района) – благодаря работе калининградской общественности по проведению комплексного экологического обследования аллей с целью обоснования статуса ООПТ и разработке дальнейшего мониторинга аллей — ООПТ. В план Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области по постановке на учет как ООПТ вошло еще около 30 аллей. В 2020 году должна была быть проведена процедура постановки на учет еще трех аллей, включая аллею дуба черешчатого на дороге пос. Железнодорожный – поворот на пос. Сопкино, которая относится к числу наиболее ценных в Калининградской области, занимая первую позицию в перечне приоритетных для придания статуса ООПТ аллей. В связи с обусловленной пандемией COVID-19 реструктуризацией бюджета Министерства проведение данных работ было «заморожено», и статуса ООПТ аллея не получила. Однако неясно, почему работа по постановке этой и двух других аллей не была начата Министерством в 2021 году.

Сегодня над этой аллеей, являющейся частью дороги Правдинск – Крылово и представляющую большой интерес с точки зрения деловой древесины,  буквально навис топор, и вопрос о ее защите нужно решать немедленно.

В связи с вышесказанным считаем необходимым радикальный пересмотр подхода к аллеям Калининградской области со стороны региональных и местных властей в пользу уважения к этой важной ценности региона и его жителей, обеспечения полной прозрачности и обоснованности производимых вырубок. Только так доверие граждан в этом вопросе к Правительству Калининградской области, конкретным министерствам, муниципальным администрациям и чиновникам, государственной автоинспекции может быть восстановлено, а конфликты урегулированы.

В этой связи представляется важным и полезным обратить внимание на подходы и практики, реализуемые в отношении придорожных деревьев в соседних странах и других региона страны.

В Германии в земле Мекленбург-Передняя Померания, где, как и в Калининградской области, придорожные аллеи сформировались исторически, их рассматривают как культурное достояние региона. Для ухода за аллеями из специального фонда ежегодно выделяется около 750 000 евро. На участках дорог, обсаженных аллеями, действуют ограничения скорости 70 км/ч, установлены специальные информационные знаки, указывающие на ценность аллей и призывающие водителей к более аккуратной езде. В планах администрации земли – увеличение числа придорожных аллей.

В Польше, как и в России, дороги имеют разное подчинение, и вопрос аллей обсуждается на всех уровнях – от гмины (самой маленькой административной единицы) до воеводства (региона). Дорожная полиция (аналог нашей ГИБДД) никакого влияния на придорожные деревья не имеет. Она может подать заявку на вырубку отдельных деревьев, но требовать их немедленного сноса, а тем более целых аллей, она не вправе.

В хорошо знакомых калининградцам и близких, с точки зрения исторической судьбы, Варминьско-Мазурском и Поморском воеводствах ведется системная работа по сохранению и развитию придорожных аллей. Одна из программ, реализуемых в целях повышения безопасности дорожного движения в Варминско-Мазурском воеводстве, называется «Зеленая дорога». Она подразумевает как сохранение существующих придорожных деревьев, так и посадку новых. Программа рассчитана на 50 лет – за это время соседи планируют обсадить деревьями ВСЕ дороги региона.

Деятельность по придорожному озеленению начата в других регионах нашей страны. Так, в Белгородской области принята программа озеленения дорог региона, включая федеральные трассы. На участках между населенными пунктами планируется аллейная (в один ряд) высадка деревьев; также будут активно озеленяться дороги в населенных пунктах.

В связи с вышеизложенным предлагаем и просим Вас: 

1. Инициировать разработку и принятие регионального Закона «Об аллеях Калининградской области», в котором закрепить культурную, ландшафтную, экологическую и климатическую ценность аллей, статус особо ценных зеленых насаждений, а также требование адаптации проектов по строительству, реконструкции, ремонту дорожной инфраструктуры, обеспечению безопасности дорожного движения (напр., прокладка тротуара за деревьями, ограничение скоростного режима  и установка специальных знаков на дорогах с аллеями и пр.).

2. Инициировать изменения в Закон Калининградской области от 21.12.2006 №100 «Об охране зеленых насаждений», а именно: 

— исключить из текста закона п. 4 ст. 4, в соответствии с которым вырубка (снос), обрезка и/или пересадка зеленых насаждений на территориях муниципальных образований Калининградской области могут проводиться в соответствии с исполнением предписаний главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Калининградской области об устранении нарушений нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения; 

— исключить из текста закона пп. 4 п. 2 ст. 5-1, не предполагающий выплату компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений по предписаниям главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Калининградской области, и пп. 5 п. 9. ст. 6, не предполагающий осуществление компенсационного озеленения  в случае сноса зеленых насаждений по предписаниям главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Калининградской области.

3. Для обеспечения полного контроля за оборотом древесины придорожных деревьев 

— инициировать проведение Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области учета (инвентаризацию) придорожных аллей, с внесением в реестр озелененных территорий и обеспечением доступа граждан к соответствующей информации;

—  инициировать постановку придорожных деревьев на баланс муниципалитетов, на территории которых они располагаются;

— обязать все подрядные организации, ведущие работы по вырубке (сносу) придорожных деревьев, работать через ЕГАИС учета древесины (Лес ЕГАИС) для обеспечения контроля на  всех этапах процесса — от вырубки деревьев до  продажи и производства древесины и пиломатериалов.

4. Пересмотреть предписания ГИБДД в отношении дорог с придорожными деревьями за 2019-2020 гг., проверив данные о ДТП (с учетом их характера, причин, условий и исходов) на участках дорог, включенных в перечень вырубок в 2021 и 2022 гг., целесообразность и обоснованность вынесенных предписаний и их соответствие установленным перечням очагов аварийности, 

5. Обновить и расширить состав межведомственной комиссии, включить в ее состав экологов, дендрологов, лесопатологов, орнитологов, энтомологов, специалистов учреждения «Рослесозащита», научных организаций, представителей движения «Аллеи Калининградской области». 

Обеспечить прохождение всеми членами комиссии программы повышения квалификации по проблемам охраны окружающей среды, климатических изменений, зеленых насаждений и формирования зеленых каркасов, придорожных аллей, диагностики деревьев и пр.

6. Совместно с экспертами разработать программу и методику обследования придорожных аллей и отдельных деревьев с учетом вопросов безопасности дорожного движения, экологии, лесопатологии, биоразнообразия и охраны редких видов, климатической устойчивости и принять данную методику в качестве обязательной; наделить правом наложения запрета на вырубку ценных в плане биоразнообразия участков аллей, необходимых для сохранения полноценных популяций видов, подпадающих под действие законодательства о Красной Книге Калининградской области. 

В случае осуществления санитарных рубок придорожных деревьев и для определения сухостойных, больных деревьев, не подлежащих лечению и оздоровлению и создающих угрозы жизни и здоровью людей) обеспечить проведение лесопатологического обследования квалифицированными лесопатологами, дендрологами или древесными инспекторами. Для случаев отсутствия достаточных данных визуальной диагностики дерева (таких, как обширные дупла, активные гнили корнево-комлевой локализации с образованием полостей, плодовые тела дереворазрушающих грибов), требующих проведения инструментальной диагностики, приобрести необходимые, но отсутствующие в регионе технические средства (резистографы, импульсные томографы).

Обязать межведомственную комиссию и администрации муниципалитетов публиковать в открытом доступе данные обследования придорожных деревьев, включая перечетную ведомость, акты обследований, материалы фотофиксации деревьев, назначенных к вырубке.

7. Для исключения заинтересованности различных субъектов в вырубке здоровых деревьев, деревьев ценных пород, ужесточить контроль за порубочными остатками и в целом за деятельностью подведомственных и подрядных организаций, выполняющих работы по вырубке (сносу) и обрезке придорожных деревьев.    

8. Министерству  природных ресурсов и экологии в срочном порядке приступить к процедуре постановки на учет как ООПТ аллей из перечня особо ценных, до ее окончания закрепить за ними временный особый статус, исключающий возможность вырубок.

Уважаемый Антон Андреевич, убедительно просим Вас взять вопрос о сохранении аллей Калининградской области под личный контроль, беспристрастно и с привлечением всех причастных структур рассмотреть наши замечания и предложения, найти решения, позволяющие сохранить уникальность нашего края, сделать его по-настоящему зеленым и комфортным.